Upgrade
iBasso DX90







      Предыстория       Ожидаемое        Подготовка       Питание      Печатная плата

      Первые результаты       Звучание V1



      Началось с того, что в одном заказном изделии я случайно пожёг последний из имеющихся у меня ЦАПов Sabre ESS9018K2M.
Взять негде, а изделие через день отправлять заказчику...
     Что делать, покупаю DX90, там их аж 2 штуки)
Корпус нежданно порадовал, довольно крепкий, и родной силиконовый чехол очень даже ничего. Задумался)))
Внутри вижу, понятно, стандартный кетайский дизайн в классическом исполнении.
Подключаю к звуковухе, и, о чудо!!! Передо мной почти чистенькие спектры






Вижу так же неплохую толерантность к нагрузке.
Ниже спектры на максимуме громкости под нагрузкой 50 Ом и малом усилении





     Вот так так, думаю.. Наверное, это как-то играет, учитывая, что Sabre ESS9018K2M - очень и очень пристойный ЦАП.
Втыкаю в усь с линейного выхода и испытываю культурный шок. Не то чтобы чего-то нехватает, или напрягает.. Играет просто никак. Совсем никак, совершенно невозможно слушать. Что называется, "звука нет". Его нет ни на каком жанре и ни на каком хайрезе.
     Становится интересно))
После замены всего 4-х конденсаторов в пр-ле напряжение/ток радикально проявляются некоторые признаки звука. Замена пары ОУ пр-ля... немного интереснее, но звука по-прежнему нет. Замена ОРА1611 в сумматоре. Звук на 2+.
     Ох уж эта Сабра))) По отзывам, про неё мало кто говорит "хорошо". Говорят или "отлично" или "никак". В очередной раз убеждаюсь, что с наскока её не взять. Она любит играть ЕСТЕСТВЕННО, не выпячивая и не приукрашивая ВЧ, очень чётко и разборчиво на СЧ и чрезвычайно аккуратно и внятно на НЧ. В очередной раз убеждаюсь, что эта её естественность легко превращается в кашу с помощью одного "обычного", такого как ОРА1611, ОУ.

     Снимаю с неё сигнал на свой симметричный стационарный выхлоп. Ого-го, доложу я вам! Похоже, в цифровой части всё неплохо.
Решаю, что апгрейду быть.

           Что ожидается в первом моде

1. Замена выхлопа целиком
2. Полностью дифференциальный дизайн без разделительных конденсаторов.
3. Балансный линейный выход с возможносью непосредственной работы на тугие наушники.
4. Два режима аттенюатора - для всех типов наушников без потери разрешения.
5. Перевод ЦАПа в асинхронный режим с максимально возможной частотой (80 Мгц)

          Ожидаемые ТТХ

- пиковая выходная мощность 2 х 0.3 Вт / 50 Ом (долговременная ограничена источником питания, однако вполне может быть, что мощности будет достаточно даже для HiFiMAN HE-6)
- THD и IMD менее 0.0005% на разумной громкости.

           Подготовка

     Выглядит всё достаточно обыкновенно



     Удаляем лишнее







           Питание в плеере

     Для балансного выхода требования к мощности источника питания в два раза выше, и нагрузка 2 х 50 Ом, например, с точки зрения источника питания "превращается" в 12.5 Ом.
     В стоке установлены импульсные преобразователи, на выходе которых двуполярное питание +/- 5В. Нагрузочная способность источника -5В оказалась ни много ни мало 400 мА. Этого как раз хватает на нагрузку 50 Ом в мостовом включении усилителя, слава Аллаху! Испытания источника +5 В вообще закончились ничем - он не просел даже от 1.2 А. Конечно, всё это добро подопрём / подфильтруем, но в первом приближении - годится !
     Ну хоть что-то кетайское нам годно)))

           Печатная плата

     По понятным причинам, снимок в низком разрешении.




           Первые результаты, V#0

- Выходная мощность на самых тугих наушниках (HiFiMAN HE-6) составила 200мВт, этой мощности отвечает SPL около 107 дБ, что более чем достаточно, если в ваши планы не входит оглохнуть. THD при этой мощности 0.002%, при уровне -6 дБ THD придёт в норму, около 0.0005%.
- Время работы - 6.5 часов, но для DX90 это не есть большая проблема, аккумулятор в аппарате заменяется за полминуты без помощи инструментов.

                 Однако

     В V1 решено было изменить первоначальную концепцию полностью симметричного дизайна в пользу традиционного.
Причин тому несколько.
1. Выяснилось, что при использовании ES9018 существуют принципиальные ограничения получить качественный, компактный и одновременно хорошо сбалансированный балансный выход. Поскольку приоритетным является всё же качество, решено было получить максимально качественный небалансный выход.
2. Если говорить о наушниках, единственный весомый плюс балансной схемы подключения как таковой - вчетверо бОльшая выходная мощность при том же питании. Однако в столь высокой выходной мощности нет никакой необходимости - подавляющему большинству наушников достаточно неискажённых 10 - 50 мВт, исключение составляют только пресловутые HiFiMAN.
3. Плеер в значительной мере задумывался как универсальный источник для домашней Hi-End системы, где небалансное подключение остаётся пока самым массовым и универсальным.

           Первые результаты, V#1

- выходная мощность - те же 20-150 мВт, что и на моде AK240 V3
- уровень сигнала на линейном выходе - 1.5V RMS
- THD при максимальной громкости - 0.001%
- время работы - всего 4 часа. Увы, хорошую электронику нужно хорошо кормить.

Полученные выше ТТХ по нынешним временам не есть что-то супер-выдающееся. Особенно - время работы)))
Сильная сторона полученного сабжа в другом, а именно - в его звучании.

                Звучание

     С первых секунд звучание завораживает, и вы понимаете, что это какой-то совершенно иной звук. Забавно смотреть, как люди с солидным опытом долго сидят с широко открытыми глазами, а оторвавшись наконец, говорят "я никогда такого не слышал". Я тоже так сказал, послушав со своим выхлопом ЦАП ESS Sabre в первый раз. Звук не "тёплый/мягкий/светлый/тёмный" или какой-то ещё, он просто НАСТОЯЩИЙ. Очень разный, с мириадами неслышанных ранее нюансов. Звука много меньше, но то что есть, есть здесь и сейчас. Очень читаемо и очень конкретно - атмосфера, дыхание, присутствие.
Звучание инструментов происходит в полной тишине, а когда трек заканчивается, музыка как будто продолжает звучать.


     С первых секунд звучание завораживает, и вы понимаете, что это какой-то совершенно иной звук. Забавно смотреть, как люди с солидным опытом долго сидят с широко открытыми глазами, а оторвавшись наконец, говорят "я никогда такого не слышал".
послушав со своим выхлопом ЦАП ESS Sabre в первый раз, я бы согласился, если бы не цепкая на звуковые ощущения память. На самом деле я слышал этот звук, только очень давно. Это звук моего детства... катушечный, виниловый, кассетный... любой, только не цифровой. Такой же живой и очень разный, оживший теперь заново. С мириадами конкретных, неслышанных в молодости, нюансов.
Звука много меньше, но то что есть, есть здесь и сейчас. Очень читаемо и очень конкретно - атмосфера, дыхание, присутствие, первозданная чистота и простота.


Я тоже так сказал бы, послушав со своим выхлопом ЦАП ESS Sabre в первый раз. Сказал бы, если бы не цепкая на звуковые ощущения память. Звук не "тёплый/мягкий/светлый/тёмный" или какой-то ещё, он просто НАСТОЯЩИЙ. Это звук моего детства... катушечный, виниловый, кассетный, любой, только не-цифровой. Только более разборчивый, живой и очень разный, с мириадами неслышанных в молодости нюансов. Звука много меньше, но то что есть, есть здесь и сейчас. Очень читаемо и очень конкретно - атмосфера, дыхание, присутствие, первозданная чистота и простота.
Звучание инструментов происходит в полной тишине, а когда трек заканчивается, музыка как будто продолжает звучать.


Первый законченный мод DX90 V1 можно будет послушать в 20-х числах июля.


На главную


21.07.2015